Отвечая требованиям времени

Последние годы показали, что сельскохозяйственный бизнес становится все более сложным и непредсказуемым. Чтобы устоять на ногах, аграрию приходится быстро приспосабливаться к новым условиям, быть решительным и инициативным. Благодаря всем этим качествам успешный старт в картофелеводстве себе обеспечил глава КФХ Ашот Назаретян из Амурской области.

27 февраля 2023

Наш герой, успешный ресторатор, открыл несколько точек общественного питания в Благовещенске и даже не помышлял о земледелии. Идея выращивать картофель появилась из-за необходимости получать качественное и недорогое сырье для собственной сети. Руководствуясь интересами своего основного бизнеса, предприниматель и создал крестьянское (фермерское) хозяйство.

– В 2018 году посадили картофель на 25 гектарах, – рассказывает глава КФХ Ашот Назаретян. – Выбору сортов культуры особого значения не придали, использовали тот семенной материал, который удалось купить.  Хотя поля затопило, и мы остались без урожая, первый опыт позволил понять, что у этого направления очень хорошие перспективы.

В следующих двух сезонах площадь посадки картофеля увеличили до 80 гектаров. В те годы в регионе снова сложились неблагоприятные погодные условия, и почва была сильно переувлажнена. Часть урожая собрали, но около половины выращенных клубней осталось в поле. Потери не посчитали критичными, ведь собственные потребности в сырье тогда обеспечили.

Однако, неожиданно для самого себя, предприниматель пересмотрел цели нового бизнеса и начал активно инвестировать в его развитие. Приобрел несколько земельных участков, приступил к строительству производственной базы и современного овощехранилища.

В 2021-м площадь под картофелем составила 60 гектаров, и небольшой коллектив КФХ отработал сезон с большой самоотдачей. Но в планы аграриев вновь вмешалась природа. После выхода из берегов реки Амур затопило территории Благовещенского городского округа, рядом с селом Игнатьево, где таких масштабных наводнений прежде не случалось. Нетронутыми стихией оказались лишь 10 гектаров посевов хозяйства.

– Неудачи не остановили нашу команду, которую я собрал из числа близких мне по духу людей, – отмечает Ашот Продаевич. – Мы закончили стройку, купили необходимую технику и оборудование, заказали семенной материал высоких репродукций. В 2022 году опять рискнули и посадили 80 гектаров картофеля. В этот раз обошлось без чрезвычайных происшествий, и в конце сезона мы собрали достойный урожай. Готовились продавать клубни крупными партиями, но из-за низкого спроса на оптовом рынке остановились на розничной торговле.

Придя в сельское хозяйство без специальной подготовки, начинающий фермер осваивал новое дело по ускоренной программе. Пытливость ума и желание досконально во всем разобраться позволили за несколько сезонов получить знания, которые другие собирают на протяжении десятилетия. А в связи с дефицитом квалифицированных специалистов пришлось стать еще и наставником.

– Продолжая учиться до сих пор, – говорит глава КФХ, – я делюсь знаниями и опытом со своими сотрудниками, с теми, кто действительно хочет трудиться на земле. Мало кто из выпускников аграрных вузов сегодня идет работать по специальности. Я разговаривал с некоторыми, интересовался, почему они пренебрегают возможностью состояться в такой востребованной профессии. И выяснил, что крестьянский труд у молодежи в наше время, к сожалению, не в почете.

Главной проблемой картофельного бизнеса на Дальнем Востоке в последние годы стала реализация товара. С начала 2000-х регион потреблял преимущественно собственную сельхозпродукцию, и почти весь ДФО закупался в Амурской области. Местные фермеры быстро привыкли к хорошему и оказались не готовы к изменениям на рынке. Теперь условия здесь диктуют продавцы привозной картошки, выращенной в основном в Сибири.

У производителей клубней есть выбор: остаться не у дел или вступить в серьезную конкурентную борьбу с ведущими предприятиями отрасли. И Ашот Назаретян выбрал для себя второй вариант.

– Если сажать картофель в больших объемах, нужно заранее продумывать пути сбыта урожая, – считает предприниматель. – Необходимо искать новые подходы к потребителю, создавать мощности по переработке, в том числе глубокой. Наша задача – не ждать, пока кто-то придет и купит продукцию хозяйства, а подстроиться под запросы клиента, чтобы он искал именно нас. Для работы в сегменте b2b, с ретейлерами или рестораторами, важно формировать эксклюзивные, выгодные предложения. Например, предлагать фасованные или очищенные, порезанные и упакованные клубни.

Особенности дальневосточного климата делают картофелеводство довольно экстремальным занятием. Как нигде, здесь актуально высказывание о том, что ни один год не похож на другой. После сильнейшего переувлажнения почвы аграриев может ждать долгая засуха, потом наводнение, паводки и снова засуха. 

В отличие от южных и центральных регионов России, где достаточно времени для сбора урожая, в Приамурье каждый день имеет значение. Первые заморозки наступают уже в конце сентября, и фермер должен поторопиться, чтобы оперативно вывезти картофель с поля.

Пока используемые в КФХ машины не позволяют заканчивать уборочную на площади свыше 100 гектаров в сжатые сроки. Поэтому сегодня рассматриваются различные возможности для решения этой задачи.

– Мне кажется целесообразным применение другой технологии, – отмечает Ашот Назаретян. – В одном из хозяйств нашей области я видел в действии картофелекопалку с боковым подкопом. Она извлекает картофель из двух рядков одновременно, что значительно увеличивает скорость уборки. Клубни очищаются от налипшей земли, что позволяет им быстрее высохнуть перед закладкой на хранение, и укладываются в один валок. А идущие следом подборщики поднимают и сразу подают их в кузов грузовика. С помощью такого метода можно легко убрать 150-200 гектаров за 15 дней.

Предприниматель задумал в новом сезоне довести размер площадей под картофелем до 100-150 гектаров, а в течение следующих трех-пяти лет – до полутысячи. Выбору семенного материала теперь уделяется особое внимание, и на посадку идет только элита и первая репродукция. Чтобы организовать грамотный севооборот, в перечень выращиваемых культур добавлены зерновые и овощи.

В ближайшее время планируется масштабное обновление парка сельхозтехники и установка современной линии для закладки клубней на хранение и выемки с хранения. Передовые технологии призваны повысить эффективность производства и уровень механизации всех работ.

Обеспечить беспроблемную реализацию товарного картофеля и продуктов его переработки поможет создание маркетинговой службы и отдела продаж. Ашот Назаретян намерен собрать команду талантливых, креативных менеджеров, которые сосредоточатся на продвижении продукции предприятия на региональном и внешних рынках.

– У моего аграрного бизнеса отличные перспективы, – уверен глава КФХ. – Несмотря на все трудности, я продолжу вкладывать в него дополнительные средства и силы. Неважно, лучше или хуже будет каждый предстоящий сезон, мы все обязательно преодолеем. Для этого нужно просто трудиться на совесть, любить свое дело, заниматься им по-настоящему, надеяться только на себя и не ждать чудес.

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ:

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Контакты

+7 495 670-70-06

info@WeLikePotato.ru

109147, Москва, Марксистская улица, дом 22, строение 1

Заявка на вступление в Картофельный Союз России

Форма обратной связи

    Сотрудники Аппарата Картофельного Союза ответят на ваш вопрос в ближайшее время






    Заказ сувенирной продукции

    Мы свяжемся с Вами в ближайшее время






      Предложите свое объявление

      Только зарегистрированный пользователь может размещать информацию
      Вы должны быть авторизованы для публикации. Войдите или зарегистрируйтесь.