⠀
23 сентября 2022
Об этом в интервью Национальному аграрному агентству рассказал исполнительный директор Союза участников рынка картофеля и овощей Алексей Петрович Красильников. Мы, в период уборки урожая, традиционно выясняем, каких результатов ждут аграрии, какие проблемы испытывают и достаточно ли будет на рынке картофеля-фри.
Красильников: В июне Минсельхоз прогнозировал, что урожай картофеля превысит 7 млн тонн, против 6,6-6,8 млн в прошлом году. Учитывая увеличение площадей и урожайность прошлых лет (25 тонн с гектара), мы считаем, что такой показатель, скорее всего, будет достигнут. К тому же, в этом году текущая урожайность с гектара в среднем на 4 тонны выше.
ROSNG: На Урале из-за жаркого лета ожидают плохой урожай картофеля. Говорят, что клубни мелкие… Насколько там сложная ситуация?
Красильников: На Урале Тюменская и Свердловская области, входят в десятку лидеров по производству картофеля в Российской Федерации. По данным на прошлую неделю, да, копка была хуже, чем к уровню прошлого года, хотя урожайность в обоих регионах неплохая. В частности, Тюмень собирает по 30 тонн с гектара – это выше, чем в среднем по России. Такой показатель достигается за счет использования современных технологий возделывания и качественного посадочного материала. Что касается мелкого картофеля, то здесь говорить о какой-либо тенденции неправильно. Скорее, всего, это проблема локального характера.
– А какой показатель по Брянской области – бессменному лидеру картофеля?
– Да, на протяжении ряда лет Брянская область в лидерах. Под уборку у них порядка 30 тысяч гектаров, с которых планируется собрать не менее 900 тысяч тонн картофеля. Урожайность там тоже хорошая – более 30 тонн с гектара.
– А цены на картофель для аграриев сейчас хорошие?
– Цены, конечно, уступают прошлогодним, и есть динамика на снижение. Пока картофель продается чуть выше порога рентабельности. Дело в том, что сейчас мы в стадии массовой уборки и на рынок идут большие предложения. В первую очередь продают тот картофель, который не подлежит длительному хранению или на который у аграриев не хватает мощностей картофелехранилищ.
– Не можем обойти вниманием картофель-фри. Ранее президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров заявил, что на посев специального картофеля не было заказов. «Производители понимали, что они этот картофель продать не смогут, и они просто засадили обыкновенный картофель, который они могут реализовать…», – сказал Бухаров. А какое объяснение ситуации у Картофельного союза?
– Наши коллеги из общественного питания немного перегибают. McDonald’s ушел, но завод-то в Липецке, который обеспечивал рестораны картофелем фри, остался. Сейчас главный вопрос другой. На прошлой неделе голландские инвесторы, которые владели 75% акций, продали свою долю. Ранее они планировали к первой линии построить еще две, которые позволили бы не только закрыть российскую потребность в картошке-фри, но и экспортировать её на европейские рынки. Сейчас на заводе говорят, что возможность установки второй линии вроде бы прорабатывается. А что касается заявлений о нехватке картофеля для фри, то ситуация выглядит следующим образом. Картофель для McDonald’s и других сетей уже был произведен, частично лежал в хранилищах, а частично был переработан во фри и находился на липецких складах. После того как иностранные компании объявили об уходе, производитель переориентировался на других покупателей. Когда появилась «Вкусно – и точка», все контракты уже были перезаключены. Про семена: по данным Минсельхоза, на зарубежную селекцию приходится 65% высаживаемого картофеля, без учета посадок населением. По оценкам Картофельного союза, доля использования зарубежных селекций выше, и в случаях с картофелем фри доходит даже до ста процентов. Но это не говорит о том, что семена импортные, хотя частично это и так. Речь идет именно о селекции.
ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: