Как и у многих современных проектов по переработке сельхозпродукции, у липецкого завода «ИстАгро Дон» непростая история. Первые шаги к созданию производства инулина учредители проекта предприняли еще в 2012 году, но пробный пуск линии состоялся только в 2021-м.
15 мая 2023
«Мы планировали использовать в качестве образца китайский опыт, – рассказывает генеральный директор и совладелец завода Олег Зайцев, – в 2010 году я познакомился с подобным проектом в Китае, и тогда казалось очень простым взять и перенести к нам готовую модель бизнеса. Но потребовалось почти 10 лет, чтобы организовать финансирование, создать условия для реализации идеи. К сожалению, венчурные стартапы такого масштаба реализовать очень нелегко».
Предприятию пришлось стать первопроходцем сразу по нескольким направлениям: вводить в оборот новую сельскохозяйственную культуру – топинамбур, организовывать с нуля новое промышленное производство и фактически создавать рынок новых продуктов (пребиотических ингредиентов). Подобного опыта не было в России, и в этом, с точки зрения руководителя проекта, заключается и его сложность, и одновременно его большой потенциал.
«Реализовать задуманное помогла Корпорация МСП, которая оказывает содействие малому и среднему бизнесу, – комментирует Олег Зайцев, – у них были уникальные продукты по кредитованию инновационных стартапов, которым нам удалось соответствовать».
Специализация завода – выпуск инулиносодержащих продуктов. Как известно, инулин является натуральным пребиотиком, стимулирует рост и размножение полезной микрофлоры, подавляет развитие болезнетворных микроорганизмов в желудочно-кишечном тракте. Несмотря на все эти полезные качества, инулин в России, кроме «ИстАгро Дон», никто в промышленном масштабе не производит. Нет предложения – нет спроса. Но владелец предприятия убежден, что это временно. «Жители России едят очень много сахара, потому что он дешевый и используется везде, – отмечает Олег Зайцев, – и это вредно для здоровья нации. Мы же предлагаем хорошую альтернативу. Рост популярности нашего продукта сдерживается низкой покупательской способностью населения, но мы видим большие перспективы в развитии ниш функционального, детского, диетического, диабетического питания – это те группы потребителей, для которых мы создаем свой продукт».
Компания самостоятельно выращивает основной объем сырья для переработки. Земельный фонд составляет 1500 га, под выращивание топинамбура в этом году отведено порядка 800 га, и по словам руководителя, на текущий момент это самые масштабные посадки культуры в стране. Но компания рассчитывает, что часть продукции для переработки она сможет получать и от подрядчиков. В этом году «ИстАгро Дон» уже заключил несколько контрактов на выращивание топинамбура с хозяйствами из Тульской, Московской, Липецкой и Брянской областей. Потенциально завод готов сотрудничать с аграриями из самых разных регионов и оплачивать перевозку сырья на расстояние до 600 км.
«Топинамбур имеет важную особенность, отличающую его от других культур, – рассказывает Олег Зайцев, – он может зимовать в земле, почва является его естественным хранилищем. Если по каким-то причинам вы не смогли собрать урожай (или его часть) осенью, можно отложить работы до весны. При этом идеальные сроки уборки в разных регионах страны отличаются. В Липецкой области мы убираем клубни в октябре, а затем в апреле, а например, в Адыгее погода позволяет выходить в поле до декабря, и дает возможность продолжить начатое уже в феврале. В идеале нам бы хотелось создать «зеленую волну» – сформировать цепочку поставщиков, чтобы сырье поступало к нам в течение года почти непрерывно».
Выращиванием топинамбура может заняться любое сельхозпредприятие, но проще всего это сделать картофелеводам. «Агротехнология очень близка к картофельной, в циклах посадки и уборки используется картофельная сельхозтехника, – приводит аргументы «за» Олег Зайцев, – при этом затраты на гектар ниже (например, нет расходов на СЗР, культура пока ничем не болеет), а показатели урожайности сопоставимы. Сажать (как и убирать) можно в два цикла: весной и осенью, что дает возможность перераспределять ресурсы, дважды за сезон использовать сельхозтехнику. И главное – нет никакого риска, что топинамбур навсегда останется на тех полях, куда его однажды посадили».
Генеральный директор «ИстАгро Дона» признается, что, обсуждая с потенциальными партнерами преимущества культуры, много времени тратит на борьбу с мифами. «Когда мы впервые посадили топинамбур на участке в несколько сотен га, многие местные аграрии высказывали опасения, что растение заполонит всю Липецкую область, – смеется предприниматель, – я иногда сейчас уточняю у них, не мешают ли им заросли добираться до работы. Если говорить серьезно, все, кто высказывается о том, что это злостный сорняк, опираются на чьи-то домыслы, а не на реальный опыт».
Интересно, что у мифа есть и вторая сторона. По словам руководителя завода, он не раз сталкивался с мнением, что топинамбур можно посадить один раз и потом десять лет собирать на этом участке клубни, ничего не делая. «Это тоже неправда, – подчеркивает Зайцев, – растение нуждается в уходе, подкормке и дает урожай раз в год. А если оставить топинамбур на одном месте, с каждым сезоном клубни будут мельчать, а почва оскудевать, поэтому севооборот нужен обязательно».
Компания не организует курсов по выращиванию топинамбура, но готова делиться с аграриями своими наработками, полученными за 10 лет работы. Приехать на завод может каждый, кто задумывается о возможности производства культуры. «В части обучения мы скорее передаем опыт, – считает Олег Зайцев, – сами постоянно узнаем что-то новое, дорабатываем технологию. Сейчас появилась переработка, и будет проще, потому что мы сможем масштабировать посадки до больших объемов, и на этих больших объемах получать больше информации».
Впрочем, в России уже есть сельхозпроизводители, которые умеют работать с топинамбуром. Основной проблемой таких хозяйств до последнего времени было отсутствие постоянного рынка сбыта урожая, но открытие крупного перерабатывающего производства полностью решит этот вопрос. «В текущем году мы хотим переработать 15 тыс. тонн сырья, для топинамбура это гигантские показатели, – делится планами руководитель проекта, – на следующий год надо уходить в 25-30 тыс. тонн и двигаться дальше».
Разница в цифрах объясняется просто: в апреле 2023 года предприятие только начало свой первый полноценный производственный сезон, в следующем году рабочий период будет длиннее. «Я все время сравниваю производство с детским трехколесным велосипедом, – говорит Олег Зайцев, – наша главная задача сейчас – овладеть искусством равновесия, то есть научиться устойчиво выращивать, убирать, хранить топинамбур, чтобы наше производство было загружено и работало не менее 4-6 месяцев в году».
Для компании, которая «во всем торит свою дорогу», достижение стабильности – весомый результат, он станет первым шагом на пути к устойчивому росту.
ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ: