Перспективы пакистанского картофеля на рынке Узбекистана в ближайшие пять лет

Обзор рынка картофеля в Узбекистане

21 апреля 2025

1. Структура импорта картофеля в Узбекистан (последние годы)

Потребность Узбекистана в картофеле составляет около 4 млн т в год, в то время как внутренний урожай составляет от 3.2 до 3.7 млн ​​т. Разрыв был заполнен быстрорастущим импортом, который вырос с менее 50 000 т в 2016 году до примерно:

ГодПредполагаемый импортОсновные поставщики (по убыванию)
2020 ≈ 421 000 тКазахстан, Иран, Пакистан
2021 ≈ 500 000 тКазахстан (~128 000 т), Иран (~127 000 т), Пакистан (~100 000 т)
2022 ≈ 450 000 тПакистан (~258 000 т), Казахстан (~96 000 т), Кыргызстан, Россия
2023 ≈ 520 000 тКазахстан, Пакистан, Кыргызстан
2024 ≈ 703 000 тКазахстан (~520 000 т), Пакистан (~111 000 т), Кыргызстан (~71 000 т)

Сезонность

  • Январь–май: запасы местного картофеля низкие; свежий зимний урожай Пакистана доминирует в импорте и снижает цены.
  • Июнь–август: местный урожай покрывает спрос; импорт падает до минимума.
  • Сентябрь–февраль: основным внешним источником становится осенний урожай Казахстана; объемы снова растут.

Доля России никогда не превышает нескольких процентов и сокращается.

2. Факторы конкурентоспособности

факторРоссияКазахстанПакистан
Стоимость и ценаБолее высокие издержки производства; дальние перевозки; редко конкурентоспособная цена.Умеренные затраты; дешевая транспортировка через границу; предложение ~80 долл. США/т в урожайные годы.Самые низкие затраты; два урожая в некоторых регионах; может подорвать рынок и сдержать скачки цен.
СезонностьОсенний урожай; ограниченный экспортный излишек зимой.Осенний сбор урожая; основной экспорт приходится на осень/зиму; расширение хранилищ продлевает сезон до весны.Зимний/весенний урожай; идеальный вариант для покрытия дефицита в Узбекистане в феврале-мае.
Потенциал храненияСоответствующие условия, но в первую очередь обслуживание внутреннего рынка.Емкость складских помещений быстро увеличивается, что позволяет осуществлять круглогодичный экспорт.Ограниченное хранение в холодильнике; обычно отгружается сразу после сбора урожая.
ЛогистическийДлинный железнодорожный маршрут через Казахстан.Прямая сухопутная граница; очень короткое расстояние для автомобильных и железнодорожных перевозок.Дорога протяженностью 1 500 км через Афганистан; расходы снизятся, если откроется железная дорога Термез–Кабул–Пешавар (цель 2027 г.).
Торговая политикаНикаких особых преференций; санкции увеличивают издержки.Тесные региональные связи, но подвержены специальным запретам на экспорт.Растущее политическое и торговое сближение с Узбекистаном; минимальные тарифные барьеры.
Роль рынка в УзбекистанеНезначительно (≤ 5 %).В настоящее время доминирует (до 74 % в 2024 году).Основной конкурент; превышал 50% в пиковые сезоны.

3. Внешние силы

  • Санкции и геополитика. Западные санкции увеличивают издержки России и смещают ее фокус на внутренний рынок, ослабляя ее экспортный потенциал.
  • Нестабильность климата. Засушливые годы снижают урожайность в Казахстане, открывая возможности для поставок из Пакистана; наводнения в Пакистане могут иметь противоположный эффект.
  • Инфраструктура. Планируемая железная дорога Термез-Кабул-Пешавар может сократить расходы на грузоперевозки по маршруту Пакистан-Узбекистан примерно на 40%, а время в пути — на пять дней, что ослабит логистическое преимущество Казахстана.
  • Политика самодостаточности Узбекистана. Ташкент намерен удовлетворить внутренний спрос к 2027 году за счет более высокой урожайности и большего количества холодного хранения. Даже частичный успех сократит импортный пирог, за который борется каждый поставщик.

4. Пятилетний прогноз

  1. Россия. Его доля уже незначительна и, скорее всего, полностью исчезнет (вероятность отскока < 10 %).
  2. Пакистан против Казахстана.
    • Базовый вариант (наиболее вероятный). Импорт остается на уровне примерно 0.3–0.5 млн т в год. Пакистан укрепляет свою зимне-весеннюю нишу и захватывает 30–50 % от общего объема импорта, в то время как Казахстан удерживает 40–60 % благодаря близости и инвестициям в хранение.
    • Пропакистанский сценарий (вероятность ≈ 30 %). Новая железная дорога открывается вовремя, Казахстан сталкивается с одним или двумя неурожаями, а пакистанские экспортеры улучшают контроль качества. Доля Пакистана к 60 году превысит 2029%, оттеснив Казахстан на второе место.
    • Проказахстанский сценарий (≈ 20%). Высокий урожай в Казахстане плюс повторные запреты на экспорт были быстро сняты; перебои с транзитом через Афганистан наносят ущерб Пакистану. Казахстан сохраняет 70–80 % рынка.
  3. Другие игроки. Кыргызстан, Иран и Афганистан расширяются, но останутся второстепенными поставщиками.
  4. Отличительная черта отечественного производства. Если Узбекистан достигнет своего целевого показателя самообеспеченности, импорт может резко сократиться, заставив Пакистан и Казахстан бороться за гораздо меньший остаточный рынок.

Итог: Пакистанский картофель, скорее всего, закрепится в качестве со-лидера на узбекском рынке, полностью вытеснив российский экспорт и разделив поле с Казахстаном. Полное поглощение возможно, но зависит от модернизации логистики и шоков от урожайности в Казахстане; более вероятным конечным результатом является гонка двух лошадей, где Пакистан доминирует зимой-весной, а Казахстан — осенью-зимой, при этом Узбекистан постепенно сокращает общий импорт по мере роста собственной урожайности.

Источник

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ:

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Контакты

+7 495 670-70-06

info@WeLikePotato.ru

109147, Москва, Марксистская улица, дом 22, строение 1

Заявка на вступление в Картофельный Союз России

Форма обратной связи

    Сотрудники Аппарата Картофельного Союза ответят на ваш вопрос в ближайшее время






    Заказ сувенирной продукции

    Мы свяжемся с Вами в ближайшее время






      Предложите свое объявление

      Только зарегистрированный пользователь может размещать информацию
      Вы должны быть авторизованы для публикации. Войдите или зарегистрируйтесь.